В последние годы почти ничто не стало таким дорогим, как простые товары повседневного спроса, от масла до муки, и, скорее всего, это будет продолжаться. Причины этого “отчасти остаются в тени”, говорится в новом исследовании. Как это можно изменить
Мука, картофель, масло: это самые основные товары повседневного спроса, цены на которые в последние годы стремительно растут. Например, в декабре 2023 года килограмм картофеля стоил на 46 % больше, чем годом ранее, литр подсолнечного масла – на 99 %, а килограмм муки – на 88 %. В настоящее время рост цен несколько замедлился. Тем не менее, по оценкам экспертов, покупки в супермаркетах вряд ли станут дешевле в будущем. “Геополитические потрясения, такие как война на Украине, и последствия климатического кризиса будут продолжать удерживать цены на высоком уровне”, – говорит Франц Синабелл, экономист и эксперт по сельскому хозяйству Венского института экономических исследований (Wifo). Особенно пострадают низкооплачиваемые работники и работники, заключившие соглашение о низкой заработной плате”.
Но почему цены так высоки? Неужели дорожающее сырье и высокая стоимость энергии сказываются на производителях? Или кто-то делает на этом большие деньги – фермеры, переработчики, такие как мельницы или молочные заводы, или высококонцентрированный австрийский сектор супермаркетов?
“Ограниченность подходящих источников данных”
Интересно, что мы почти ничего не знаем. “В Австрии существует лишь ограниченное количество подходящих источников данных для отслеживания цен на разных уровнях цепочки создания стоимости”, – говорится в новом исследовании Wifo, проведенном группой под руководством Синабелла и его коллеги Анны Ренхарт и предоставленном STANDARD в эксклюзивное пользование. Факторы, ответственные за рост цен, “частично остаются в тени”.
В связи с этим осенью прошлого года Федеральное антимонопольное ведомство (BWB) потребовало принять дополнительные меры по обеспечению прозрачности цен. Австрийская федерация профсоюзов (ÖGB), заказавшая исследование Wifo совместно с Палатой труда (AK), уже давно ратует за создание так называемой базы данных цен, которая поможет сделать ценообразование на основные продукты питания более прозрачным. Исследователи Wifo выяснили, что известно об этой сложной теме, а что нет.
Почему мука стоит 1,58 евро
В качестве примера можно привести килограмм муки. По данным Wifo, в начале 2024 года он будет стоить в магазинах в среднем 1,58 евро. Но как формируется цена? По словам Wifo, около 28 центов, или чуть меньше 18 процентов от общей цены, достается фермеру, который выращивает зерно. А остальное? Около 46 центов (или чуть меньше 30 процентов) от стоимости килограмма муки уходит на мельницу. Еще 70 центов (или более 44 процентов) достается супермаркету, который продает муку, и 14 центов – министру финансов в виде НДС. В итоге килограмм муки обходится конечному потребителю в 1,58 евро.
Это интересный расклад, но в нем не хватает одной важной детали: все эти игроки, от фермера до мельницы и супермаркета, должны покрывать расходы из своих доходов: будь то расходы на персонал, энергию, удобрения или семена. Но сколько им приходится тратить на это? И сколько прибыли они получают?
Единственные люди в Австрии, которые знают об этом, – фермеры: из 28 центов, которые они получают в среднем за килограмм муки, они, в свою очередь, тратят около 17 центов на всевозможные операционные ресурсы. Оставшиеся одиннадцать центов фермер оставляет себе в качестве прибыли для собственного содержания и эксплуатации своих предприятий.
“Большее значение в потреблении”
Данные, использованные Wifo для этих расчетов, получены из Статистического управления Австрии и Австрийского сельскохозяйственного рынка (AMA). В эти учреждения уже поступает информация, на основании которой можно сделать частичные выводы о ценообразовании. Но только частично. Затраты и прибыль переработчиков, таких как мельницы и супермаркеты, не могут быть найдены в официальных источниках.
Поэтому в исследовании Wifo предлагается дополнить эту систему. Информация на всех этапах цепочки создания стоимости должна стать видимой. В частности, переработчики продуктов питания и розничные торговцы должны вносить свои закупочные цены в базу данных цен. Согласно исследованию Wifo, “следует регистрировать те продукты, которые имеют большее значение для потребления”. Это позволит “создать базу данных для всестороннего мониторинга цен”.
Камамбер и копченый лосось
Примером для подражания здесь может служить Франция, чей уровень инфляции даже на пике был лишь наполовину выше, чем в Австрии. Согласно исследованию, с 2010 года во Франции действует “вероятно, самый совершенный инструмент мониторинга цен в Европе”. Орган, отвечающий за это, – Обсерватория по формированию цен и маржи на продовольственные товары (OFPM) – обобщает “данные о ценах производителей, оптовых ценах и валовой марже”. Системе подвергаются отдельные продукты, которые любят потреблять жители Франции, например, камамбер, копченый лосось и багеты. Раз в год OFPM представляет в парламент отчет, в котором анализируется динамика цен.
По словам главного экономиста ÖGB Хелены Шуберт, Австрии также необходимо “достаточно полное представление о том, как формируются цены в цепочке поставок”. Если, например, цены в цепочке поставок скачут в одной области, можно было бы рассмотреть возможность создания своего рода системы сигнализации, чтобы быстро распознать, где возникла проблема. “Это можно сравнить с финансовой системой, где в надзорных органах загорается свет, если ключевые показатели банков слишком быстро меняются в неблагоприятную сторону”, – говорит Шуберт.
В политической нирване
Остается вопрос политической целесообразности. Осенью 2023 года министр экономики Мартин Кохер (ÖVP), испытывая давление из-за чрезвычайно высоких цен на продукты питания, объявил о мерах по борьбе с высокой инфляцией в этой области. Однако речь не шла о базе данных цен, а скорее о некоем государственном приложении для сравнения цен и улучшении правовых условий для частных онлайн-порталов, занимающихся сравнением цен. Однако бирюзово-зеленое правительство вскоре отказалось от этого приложения. А лучшие юридические условия? Они исчезли в политической нирване: как сообщила в феврале газета DER STANDARD, министерство экономики утверждает, что направило “зеленым” соответствующий план. Однако “зеленые” утверждают, что никогда его не получали. В настоящее время невозможно выяснить, что на самом деле произошло с проектом. Однако ясно, что этот вопрос будет поднят снова, когда мука, картофель и масло снова станут особенно дорогими.
Эта статья, первоначально озаглавленная “Die Supermarktpreise sind in Österreich massiv gestiegen – und keier weiß so wirklich, warum“, была написана и впервые опубликована Der Stansard, автор Joseph Gepp, 23. April 2024, 12:00 Uhr. Статья была переведена с немецкого. Оригинальную версию и полный контекст можно найти в оригинальной статье.