Ее бывшее окружение обвиняет 23-летнюю климатическую активистку Лену Шиллинг во лжи. Теперь в Австрии спорят о том, что является политическим, а что – личным.
“Теленовелла”, „как автомобильная авария“, даже „травля публики“ – так серьезные журналисты обозначили то, что доминирует в европейской избирательной кампании в Австрии последние две недели. Дебаты ведутся не о решении проблемы войн по соседству, высокой инфляции или изменения климата, а о характере и поведении ведущего кандидата от Партии зеленых Лены Шиллинг.
Правящая партия поставила 23-летнюю климатическую активистку без политического опыта на первое место в своем избирательном списке в феврале. Она считала, что совершила PR-переворот: молодая, одаренная риторикой женщина, приверженная основной проблеме «зеленых», с Instagram и приверженцем прав животных. Среди других лидеров списков основных партий – все мужчины старше 55 лет – она должна выделяться.
Что это – сплетни или кампания?
В настоящее время Шиллинг именно этим и занимается, но совсем не так, как планировалось. В начале мая газета «Der Standard» опубликовала масштабное расследование о молодом политике, согласно которому она распространяет в своем окружении слухи, неправду, а иногда и клеветнические обвинения. Она демонстрирует «проблемные модели поведения». Для написания статьи журналисты побеседовали примерно с пятьюдесятью людьми. Каждая запятая в статье может быть проверена, поясняет редакция.
Об одном из случаев известны подробности, поскольку по нему было заключено мировое соглашение, зафиксированное в суде. Согласно этому урегулированию, Шиллинг больше не имеет права утверждать, что пара, с которой она дружила до недавнего времени, совершила домашнее насилие. Неясно, почему она распространила эту потенциально преступную клевету. Шиллинг утверждает, что действовала из чувства заботы о хорошем друге. Однако пара, которая также принадлежит к левым активистам, с тех пор неоднократно выступала с заявлениями и категорически отрицала эту версию.
Обвинения, выдвинутые против двух известных журналистов, также серьезны. Шиллинг обвинил одного из них в связях с несколькими женщинами-политиками из Партии зеленых, что ставит под сомнение их честность. По данным «Стандарта», он рассматривает возможность судебного разбирательства. Шиллинг утверждала, что он домогался её. Это привело к расследованию со стороны его работодателя, в ходе которого журналист раскрыл историю чата и смог доказать, что никакого проступка не было.
Являются ли все эти сплетни обычным делом в венском политическом и медийном пузыре? Является ли это расплатой в активистской среде Шиллинга? Является ли это кампанией, организованной левыми политическими конкурентами в ущерб «зеленым», для которой позволил себе использовать столь же левый «Штандарт»? Разве это не касается частной жизни тех, кого это касается? Однако именно «зеленые» всегда отличались особенно высокими моральными стандартами. Они заставили свергнуть бывшего канцлера Себастьяна Курца, потому что требовали, чтобы во главе правительства стоял «безупречный человек».
Ответы на эти вопросы сильно разнятся. Неясно также, что из этого правда, а что нет. Вслед за этим Der Standard приводит цитаты из разговоров Шиллинг о том, что она «ненавидит» «зеленых» и рассматривает возможность вступления в левую фракцию после выборов. Неужели кандидат не только интриганка, но и предательница?
Не менее левый журнал «Фальтер» поместил ту же новость в контекст. В результате получилась картина молодой активистки, которой «зеленые» предложили шанс на политическую карьеру и которая с трудом решилась на этот шаг. Некоторые из ее окружения, очевидно, отнеслись к этому весьма критически. В конце концов, «зеленые» уже почти пять лет находятся в правительстве вместе с консервативной ÖVP, которая непопулярна в этой среде.
Лидер партии жалуется на «бормотание и пуканье».
Однако эти нюансы уже почти не слышны. К Шиллинг относятся безжалостно, ее считают лгуньей, максимально испорченной и политически законченной. Прежде всего, партия «зеленых» представляет собой катастрофическую картину в своем отношении к этому делу. Изначально перед избранием талантливой молодой женщины, известной своими протестными акциями, она не подверглась достаточной проверке. Когда появились предупреждающие знаки, они были проигнорированы – вряд ли можно найти другое объяснение плохо подготовленной и откровенно дилетантской реакции «зеленых» в последние недели.
После первой разоблачительной статьи в «Der Standard» партия созвала пресс-конференцию, на которую явилось все руководство партии, а лидер партии Вернер Коглер отверг исследование как «анонимное бормотание и пуканье». Ожидалась клеветническая кампания, как это обычно бывает в отношении женщин в политике. Раздражал не только тон голоса, но и то, что «зеленые» нападали на авторитетное СМИ. Позже Коглер извинился. Однако вторая пресс-конференция на прошлой неделе, на которой генеральный секретарь партии обвинила социал-демократов в «бесчеловечной агитации», оказалась еще более провальной. Вскоре после этого ей также пришлось пойти на попятную.
Повредит ли это дело «зеленым» в день выборов и в какой степени, пока неясно. Согласно последнему опросу, они проигрывают совсем немного, но опросчики описывают ситуацию с данными после публикаций как нестабильную.
Более серьезными, однако, являются возможные последствия для политического дискурса. Понятно, что о характере человека судят и у избирательной урны. Но до какой степени можно обсуждать личную жизнь человека? Имеют ли значение сомнительные поступки, не связанные с политической деятельностью? Австрия справедливо проводит строгую границу, когда речь идет о сугубо личных вопросах. Однако ложные обвинения в домогательствах могут разрушить средства к существованию и поэтому выходят за эти рамки.
Обвинения в адрес Шиллинга были высказаны и в других СМИ, но они решили отказаться от публикации. В настоящее время Совет по прессе проводит тщательную проверку сообщений «Стандарта». Истерию в дебатах, на которую сейчас жалуются некоторые, нельзя сваливать на это средство массовой информации. Но в Австрии, с одной стороны, потеряно чувство меры, когда речь идет о публичной оценке легкомысленно написанных сообщений в чате, которыми обмениваются в интимном кругу. С другой стороны, близость между политикой и СМИ велика, а вместе с ней и опасность инструментализации. Шиллинг и «зеленые» не первые, кто столкнулся с этим.
Эта статья, первоначально озаглавленная “Jung, weiblich und ein PR-Debakel: Österreichs Grüne verkalkulierten sich mit ihrer EU-Spitzenkandidatin“, была написана и впервые опубликована Neue Zürcher Zeitung, автор Meret Baumann, Wien, 28.05.2024, 12.00 Uhr. Статья была переведена с немецкого. Оригинальную версию и полный контекст можно найти в оригинальной статье.