Между мылом и «Карточным домиком»: Лена Шиллинг хочет попасть в парламент ЕС от австрийских «зеленых». Обвинения во лжи и насилии омрачают этот план. А то, как партия справляется с этим, только усугубляет ситуацию.
Она хочет спасти планету, но в своем ближайшем окружении она оставляет после себя выжженную землю: Лена Шиллинг, ведущий кандидат в Европарламент от Австрийской партии зеленых, уже несколько дней подвергается жесткой критике.
В ее истории – ядовитая смесь лжи, интрижек и обвинений в насилии. Об этом свидетельствуют истории чатов, которые удалось просмотреть SPIEGEL. Еженедельная газета «Фальтер» пишет о «скандале сплетниц» в серой зоне между личным и политическим. Дело Шиллинг напоминает смесь «теленовеллы и „Карточного домика“ для бедных».
За свое поведение Шиллинг подвергается нападкам не со стороны политических соперников, а в основном со стороны соратников. Либеральная венская газета «Штандарт» поговорила с несколькими десятками из них, прежде чем появилась статья, которая привела дело в движение и потрясла не только Шиллинг, но и внутреннее самосознание австрийской партии зеленых.
Чрезмерная фантазия?
По сути, авторы свидетельствуют, что у 23-летнего политического альпиниста «проблематичные отношения» с правдой. В Вене людей с чрезмерно активным воображением принято считать «сказочниками». Однако начинающие представители народа, а тем более морализирующие «зеленые», в эту категорию не попадают.
Газета «Стандарт» сообщила, что Шиллинг иногда хвастался связями со знаменитостями, в том числе высокопоставленными, и выдвигал серьезные обвинения, в том числе уголовные, против других. В скупом заявлении «Зеленых», сделанном в преддверии публикации, не было замечено никаких «политически значимых фактов» – как будто честность и авторитет ведущего кандидата в политики не играют никакой роли. Странно для партии, которая гордится своей честностью.
Насмешки над «лживой Леной»
«За кого проголосует порядочность? Зеленые» – таков был лозунг Партии зеленых в 2019 году после скандала на Ибице. Результатом стало триумфальное возвращение в парламент после четырех лет внепарламентской оппозиции.
С тех пор бульварная пресса высмеивает «лживую Лену». Для «зеленых» Вернера Коглера, которые находятся в правительстве вместе с консервативной ÖVP, поливание грязью в собственном лагере стало катастрофой с непредсказуемыми последствиями – незадолго до выборов в ЕС 9 июня и за несколько месяцев до парламентских выборов, которые должны состояться осенью.
Этому способствовало неудачное выступление Коглера на спешно организованной пресс-конференции: Вместо того чтобы пообещать разъяснения, действующий вице-канцлер Австрии назвал обвинения в адрес Шиллинга «анонимным бормотанием и пуканьем», тем самым опорочив не только тех, кто подал жалобу на его коллегу по партии, но и прессу.
Тем не менее, по крайней мере двое из тех, кого это коснулось, говорят открыто и по имени. Себастьян Борн Мена и его жена Вероника сидят во вторник за обедом у кафе в венском Музейном квартале. Эта ссорящаяся и вздорная пара хорошо известна в левых и экологических кругах.

Когда начинающая активистка по защите климата Шиллинг познакомилась с семьей Борн Мена, ей было 17 лет. Вероника, которая была старше ее на 15 лет, стала ее близкой подругой.
«Оскорбительно и вредно для ее репутации».
За прошедшее время их отношения испортились настолько, что 21 июня – через двенадцать дней после выборов в ЕС, на которых Шиллинг борется за попадание в брюссельский парламент в качестве основного кандидата от партии «зеленых», – они встретятся во Внутреннем городском окружном суде Вены. Гражданский иск, поданный господином и госпожой Борн Мена, будет рассматриваться в рамках дела № 93 C 274/24t. Они требуют, чтобы Шиллинг отказался от опубликованных в Интернете заявлений, которые «противоречат фактам, порочат его репутацию и наносят ущерб».
В частности, речь идет о следующих инсинуациях: о том, что Вероника Борн Мена перенесла выкидыш «в результате жестоких нападений» со стороны мужа; а также о том, что супруги лично обогащаются за счет своего благотворительного фонда и ведут себя «как мафия». Шиллинг призналась, что распространяла эти слухи. Она сделала это «из беспокойства за друга из своего ближайшего окружения». Независимый кандидат от партии «зеленых» подписала заявление о прекращении деятельности 12 апреля.
Как такое могло произойти? С молодой женщиной, которая в настоящее время агитирует за «зеленых», по оценкам, полмиллиона голосов на плакатах по всей Австрии под лозунгом «Сердце вместо агитации»? С харизматичной карьеристкой, которая, казалось, идеально соответствовала ролевому профилю молодой, умной, женственной и стойкой?
«Порицание, деготь и перья»
Сибилле Хаманн, член Национального совета от партии «зеленых» и сама бывшая журналистка, видит в шумихе вокруг Шиллинга угрозу для всех уверенных в себе молодых женщин. Послание гласит: «Тебя разоблачат и отчитают, вымажут дегтем и вываляют в перьях», – если бы она «сидела тихо, в уголке, как и положено порядочной девушке».
Для других такой взгляд слишком упрощен. «Обсуждение проблемных отношений начинающего политика с правдой» – это еще не клеветническая кампания, считает комментатор Аннелизе Рорер, которую в понедельник наградили в Вене за работу всей ее жизни: Ее «оттолкнула» аргументация «зеленых».

«Лена невероятно харизматична, она талантлива в публичных выступлениях, у нее есть опыт работы на сцене», – говорит Себастьян Борн Мена: «Представить мою жену как жертву домашнего насилия, о которой она должна заботиться, – это было главной частью ее стратегии оправдания, когда у нее не было времени на обещанную встречу». По словам Борн Менас, они поддерживали активистку в течение шести лет, прежде чем узнали от третьего лица, как Шиллинг о ней отзывается: «Мы думали, что она склонна к пустословию, но это когда-нибудь пройдет».
Самовосприятие «подслащенного революционера»
Шиллинг, которая самоуверенно называет себя «конфетной революционеркой» в Instagram, попала в водоворот, из которого, похоже, ей трудно выбраться без посторонней помощи. Руководство партии «зеленых», олицетворяемое прежде всего амбициозным лидером парламентской группы Зигрид Маурер, похоже, не хочет или не может этого сделать: «Лена Шиллинг – это изобретение Маурер, если Лена упадет, вся система Маурер окажется в опасности», – говорит один из доверенных лиц.
В «систему Маурера» входит вокальный журналистский оркестр, состоящий в основном из женщин. Согласно нескольким источникам, влиятельная телеведущая использовала свои связи в других редакциях, чтобы имя Шиллинга не фигурировало в неблагоприятных материалах. Один из национальных советников «зеленых» ранее задушил журналиста. Спор между мужчинами разгорелся вокруг Шиллинга, который стоял рядом с ним и уже рассматривался в качестве главного кандидата. В итоге в отчете был упомянут только неназванный активист «НПО».

Что во всем этом деле остается частным, а что – политическим? По данным «Стандарта», у него есть показания под присягой члена парламента и нескольких других свидетелей, утверждающих, что Шиллинг публично заявила, что Маурер домогался ее и слишком близко подошел к ней физически. В ответ на запрос «зеленые» заявили: «Эти обвинения необоснованны, и Лена Шиллинг их отрицает».
Каменистая дорога
Несмотря на несколько запросов, ни Шиллинг, ни Коглер, ни Маурер в течение нескольких дней не могли дать интервью DER SPIEGEL. Только после того, как в письменном виде был получен каталог вопросов с указанием крайнего срока, пресс-служба сообщила о возможности интервью, но без указания конкретной даты и, возможно, не раньше следующей недели. Зеленые» дали понять в письменном виде, что ведут переговоры со своим главным кандидатом о том, как реагировать на обвинения. Но насколько правдива история, рассказанная очевидцами, о том, что Маурер заявила на заседании парламентской группы, что она лично гарантировала, что ни одна австрийская газета не напишет о деле Шиллинга? В ответ «зеленые» заявляют, что эта история «абсолютно ложная».
До выборов в ЕС остается еще более трех недель, и руководство партии «зеленых», похоже, намерено продолжать идти по скалистому пути со своим главным кандидатом. До сих пор несколько видных общественных деятелей воздерживались от подачи иска, в том числе телеведущие, которые утверждали, что у Шиллинга был роман или он сексуально домогался их. Шиллинг говорит: «Это неправда. Это просто обвинения». Неизвестно, останется ли ситуация на юридическом фронте прежней.
Любому, кто будет признан виновным в диффамации по статье 297, грозит тюремное заключение сроком до одного года. «Единственная причина, по которой мы не выдвинули обвинения, заключается в том, что мы не хотим, чтобы у нее была судимость и чтобы она разрушила свою жизнь», – говорит Себастьян Борн Мена. «Я думаю, что со стороны основных „зеленых“ безответственно держать Лену Шиллинг, несмотря на то, что они знают о ней, и вместо этого обвинять других», – жалуется доверенное лицо из числа левых активистов.
Ситуация для «зеленых» неловкая. За несколько недель до того, как обвинения стали достоянием общественности, они, вероятно, уже подозревали, что что-то назревает, но рассчитывали на то, что смогут пересидеть проблему. В венском пузыре, этом биотопе политиков и журналистов, госслужащих и консультантов, активистов и пиарщиков, постоянно циркулируют слухи и истории о делах и эксцессах. Обычно все предполагают, что об этом не будет сообщено.
Так было и в случае с Шиллингом. Молодая женщина казалась идеальным кандидатом для «зеленых» на выборах в ЕС. Кто-то, кем они не хотели жертвовать без необходимости: инородное тело с точки зрения партийной политики, но разве это не Сара Винер, телешеф-повар, которую отправили в Брюссель в 2019 году?
В идеале лихие молодые звезды движения за защиту климата вроде Шиллинга, которым также разрешено писать колонки для консервативной массовой газеты «Кронен Цайтунг», приносят голоса далеко за пределами основного электората. Сама кандидат в лидеры говорит, что намерена продолжать борьбу за свои цели.
В Instagram она рекламирует свой путь словами: «Извините за неудобства – мы пытаемся спасти мир».
Эта статья, первоначально озаглавленная “Wie Österreichs Grüne sich selbst und ihre Spitzenkandidatin zerlegen“, была написана и впервые опубликована Der Spiegel, авторы Walter Mayr und Oliver Das Gupta, Wien, 16.05.2024, 15.38 Uhr. Статья была переведена с немецкого. Оригинальную версию и полный контекст можно найти в оригинальной статье.