Какую роль играет швейцарский финансовый центр в финансировании терроризма ХАМАС? Пока есть только сообщения о подозрениях, но власти находятся в состоянии повышенной готовности – значительная часть активов Палестинской автономии когда-то управлялась в Цюрихе и Женеве.
Предупреждение, разосланное Швейцарским управлением по отчетности об отмывании денег (MROS) швейцарским финансовым посредникам в ноябре прошлого года после нападения ХАМАС на Израиль, вызвало немалый ажиотаж. К финансовым посредникам относятся банки, страховые компании, управляющие активами и поставщики платежных услуг.
В своем обращении MROS прямо указал на возможное злоупотребление благотворительными организациями: кампании по финансированию терроризма часто проводятся под видом призывов к пожертвованиям на гуманитарную помощь. Это могут быть ассоциации, благотворительные организации или даже частные инициативы.
С тех пор как швейцарский финансовый центр выпустил предупреждение, MROS, подчиняющийся Федеральному управлению полиции (Fedpol), получил около двух десятков сообщений о подозрительной деятельности. Об этом по просьбе NZZ сообщил пресс-секретарь Федпола Кристоф Гнеги. По словам Гнеги, сообщения в основном связаны с денежными переводами с целью оказания гуманитарной помощи.
Основополагающие вопросы
Пресс-секретарь не предоставил никакой дополнительной информации о содержании и статусе обработки – в случае необходимости отчеты передаются в органы прокуратуры. Однако он отметил, что количество отчетов не является чем-то необычным: в случае с гуманитарной помощью в некоторых странах возникли фундаментальные вопросы относительно бенефициаров и использования средств, что привело к накоплению отчетов.
Судя по всему, MROS серьезно относится к риску того, что репутация Швейцарии может пострадать из-за финансирования терроризма, как это было после терактов 11 сентября 2001 года, и представила финансовым посредникам 27-страничное дополнение примерно через месяц после первоначального предупреждения.
Документ, который имеется в распоряжении NZZ, дополняет типологию финансирования терроризма. Сюда входит не только прямое финансирование террористических актов, но и финансирование пропаганды, вербовки, обучения, поездок, повседневных расходов и других оперативных потребностей террористических организаций, таких как ХАМАС.
В документе также упоминаются различные методы финансирования терроризма – от операций с наличными, краудфандинга с помощью криптовалют до неформальных систем передачи ценностей, таких как “хавала”. Что касается некоммерческих организаций, MROS пишет, что террористы могут использовать их в своих целях, поскольку они пользуются доверием населения.
В 2022 году в МРОС поступило 59 сообщений. В результате пять сообщений были переданы в органы прокуратуры. В Швейцарии нет ни одного окончательного судебного решения по делу о финансировании терроризма. Это также связано с тем, что данное преступление имеет субсидиарное действие и не применяется, если финансируется конкретный, конкретный террористический акт. Кроме того, условное намерение, то есть когда возможность финансирования терроризма просто допускается, прямо исключается из числа уголовно наказуемых деяний. Осенью 2016 года предложение SP об изменении этого положения потерпело неудачу в Национальном совете.
Хамас еще не запрещен
Швейцария – одна из немногих западных стран, в которых ХАМАС до сих пор не запрещен. Федеральный совет представил соответствующий законопроект для обсуждения в феврале. Однако, как это часто бывает, дьявол кроется в деталях, и возникли разногласия по поводу точной формулировки для парламентских консультаций.
Как только поправка к закону о запрете ХАМАС и связанных с ним организаций вступит в силу, Генеральная прокуратура Швейцарии (OAG) ожидает значительного увеличения числа дел, о чем генеральный прокурор Штефан Блаттлер сообщил СМИ на прошлой неделе. До 7 октября Генеральная прокуратура уже возбудила дело о поддержке террористической организации в связи с подозрениями в денежных выплатах ХАМАС.
OAG до сих пор не раскрывает, в отношении кого ведется расследование и как оно было начато. Можно предположить, что в MROS поступило сообщение о подозрительной деятельности или информация из-за рубежа.
Когда-то швейцарский финансовый центр играл центральную роль в управлении палестинскими фондами. Это было в середине 1990-х годов, после подписания соглашений в Осло, которые предусматривали создание автономного палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. В результате соглашений Осло Израиль был вынужден передать различные активы Организации освобождения Палестины (ООП) и Палестинской автономии (ПА).
Активы пенсионных фондов из Газы в CS
Сотни миллионов долларов перетекали на счета ООП и ПА. В 1997 году журнал Der Spiegel писал о “самом богатом освободительном движении в мире”. Поскольку тогдашний лидер ООП Ясир Арафат опасался, что США могут в один прекрасный день заморозить эти счета, он переправил их в Европу, в частности в Швейцарию. Около 150 миллионов долларов из пенсионного фонда Газы оказались на счете Credit Suisse (CS) в Цюрихе.
Счет CS с деньгами палестинского пенсионного фонда находился под временным управлением цюрихской компании по управлению активами Belesta Asset Management AG. Управляющим был израильтянин и швейцарец с двойным гражданством Ари Г. “У нас было преимущество в том, что мы израильтяне”, – сказал он в интервью газете Financial Times.
“Это облегчило палестинцам получение денег от израильского правительства”.
Новые менеджеры компании-преемника Belesta Asset Management AG в ответ на запрос заявляют, что смена владельца произошла много лет назад. Нынешняя компания никогда не имела никаких контактов (ни прямых, ни косвенных) с палестинскими лицами или компаниями. Медиа-офис подразделения CS, которое теперь принадлежит UBS, ответил на запрос словами: “Мы не даем комментариев по этому вопросу”.
Еще один счет с палестинскими средствами на сумму более 200 миллионов долларов в разные периоды времени находился в женевском частном банке Lombard Odier в годы до и после 2000 года. Лидер ООП Арафат доверил управление этим счетом двум бывшим сотрудникам израильской секретной службы Shin Bet. Большую часть денег они вложили в египетскую телекоммуникационную компанию Нагиба Савириса Orascom Telecom – рискованное вложение, оказавшееся чрезвычайно прибыльным.
Согласно исследованию Financial Times, базирующийся в Женеве частный банк согласился с тем, что палестинские средства не могут быть использованы для войны или других насильственных операций. В результате интифады, ответственность за которую также возлагалась на лидера ООП Арафата, Lombard Odier (сегодня: Lombard Odier Darier Hentsch) закрыл счет в конце 2001 года. Женевский частный банк опасался санкций США из-за участия Арафата в интифаде.
В книге журналиста “Уолл-стрит джорнэл” Бенуа Фокона “Западные банкиры” упоминаются и другие финансовые учреждения и иностранные банки в Женеве и Цюрихе, которые на рубеже веков часто распоряжались десятками миллионов евро для палестинских властей.
Швейцария в целевой группе по борьбе с финансированием ХАМАС
То, что могло быть законным в случае ООП или ПА в то время, стало недопустимым в случае ХАМАС, по крайней мере, после жестокого нападения на Израиль в октябре прошлого года. Осенью прошлого года Швейцария присоединилась к международной целевой группе под руководством США по борьбе с финансированием ХАМАС и других террористических организаций, и этот шаг остался практически незамеченным широкой общественностью.
Этот шаг примечателен еще и тем, что Швейцария до сих пор не решила присоединиться к другой международной целевой группе – по поиску денег российских олигархов.
Эта статья, первоначально озаглавленная “Mögliche Hamas-Gelder in der Schweiz: Nach einer Warnung sind bei Fedpol zwei Dutzend Anzeigen eingegangen“, была написана и впервые опубликована в Neue Zürcher Zeitung, авторы . Статья была переведена с немецкого. Оригинальную версию и полный контекст можно найти в оригинальной статье.