В самом богатом городе Австрии коммунисты стали второй по силе силой, а их лидер Кай-Михаэль Данкль стал заместителем мэра. О левых, которых опасается даже правая FPÖ.
В Зальцбурге капли дождя падают с неба, когда Кай-Михаэль Данкль публикует сообщение около полудня в воскресенье. “Поплыл сегодня на избирательный участок?” – спрашивает коммунист у подписчика X в Twitter. Он остается в хорошем настроении, даже когда подтверждается его поражение: социал-демократ Бернхард Ауингер побеждает на выборах мэра Зальцбурга с результатом 62,5 %, за Данкля проголосовали 37,5 %.
Он аплодирует победителю, берет его за плечо и говорит: “От всей души поздравляю вас”. У главного коммуниста были все основания для радости, ведь он тоже занял второе место на выборах. Двумя неделями ранее его партия KPÖplus заняла второе место в местном парламенте, набрав 23 процента. Благодаря системе пропорционального представительства Данкль получил портфель в городском правительстве в качестве заместителя мэра.
Возмущение бывшего канцлера успехом Данкля
Темно-красный прирост голосов поразил истеблишмент даже в Вене. Бывший канцлер Вольфганг Шюссель, чья консервативная ÖVP упала с 35 до 20 процентов, заявил по поводу партии Данкля: “Это невероятно”, бренд KPÖ “токсичен”.
На самом деле возвышение коммунистов основано не столько на идеологии, сколько на самом Кай-Михаэле Данкле и его умном подходе.
В свои 35 лет музейный гид чуть моложе Себастьяна Курца. С бывшим канцлером его объединяет не только возрастная когорта и стремление к власти. Они также полагаются на схожие факторы в своем политическом ремесле: простые послания на мягком языке, презентация в качестве новой альтернативы устоявшимся партиям, номер один, вокруг которого сплачивается заклятая команда.
Данкл доминирует в своей региональной партии, население знает его прежде всего. В Зальцбурге Данкль — это больше бренд, чем KPÖ – так же, как Курц в свое время был брендом своей партии.
На этом сходство с бывшим канцлером заканчивается. В то время как консерватор добился успеха благодаря друзьям в СМИ и бизнесе, популистским трюкам и дорогостоящим кампаниям, Данкль использует старомодный подход: визиты на дом, часы консультаций в офисе и бесплатное питание. Он и его команда усилили свое присутствие в районах, где явка избирателей в последнее время была самой низкой. В центре его внимания: муниципальное жилье, расширенные автобусные маршруты, льготные годовые билеты для социально незащищенных слоев населения в плавательных бассейнах. Тот факт, что он отказывается от значительной части своей зарплаты в пользу нуждающихся, придает ему дополнительный авторитет.
В день выборов Данкль собрал урожай: KPÖ набрала особенно много голосов среди разочарованных.
Это встревожило FPÖ, поскольку радикальные правые в этом сегменте обычно мобилизуются с помощью пива и ксенофобии. Страх FPÖ перед мэром Данклём был настолько велик, что она даже призвала людей голосовать за человека из SPÖ Ауингера.
Образ Кюммера и мягкие провокации
Дружелюбное поведение Кай-Михаэля Данкля уже давно стало визитной карточкой его самого и его команды. По его словам, они поставили перед собой несколько целей: “Мы не работаем со страхом. Мы всегда остаемся вежливыми. И мы не сбиваем с ног”.
Он не использует лексику, которая звучит как классовая борьба, экспроприация и диктатура пролетариата. Когда вы идете по городу с Данклём, прохожие иногда говорят: Ты не можешь голосовать за KPÖ, но он хороший парень.
В подростковом возрасте сын врача и плотника участвовал в работе приходского совета и мечтал стать археологом. Данкль учился в средней школе в Аризоне, испытал на себе последствия отсутствия государства всеобщего благосостояния в США и стал политиком. После возвращения он вступает в Партию зеленых и становится главой младшего штаба партии. Он был “одним из самых умных, но не самым громким”, – говорит один из “зеленых” о Данкле.

Фото: Оливер Дас Гупта / DER SPIEGEL
Когда он и его люди проиграли борьбу за власть, они вышли из партии, основали платформу участия “плюс” и объединились с Зальцбургской коммунистической партией, которая сократилась до нескольких активных членов.
Слияние больше похоже на поглощение структур и ресурсов, что оставляет вопрос о том, насколько коммунистичен новый заместитель мэра. С одной стороны, Данкль явно ориентируется на KPÖ Граца, которая обеспечивает мэра, занимающего там должность заместителя мэра. Однако, когда дело доходит до спорных вопросов, он выделяется на фоне других левых политиков: он осуждает вторжение России в Украину как “нарушение цивилизации”, а также нападение террористической группировки ХАМАС на Израиль: “Ничто не может оправдать подобную террористическую атаку”.
Когда речь заходит о KPÖ, он впадает в замешательство. Как историк, Данкль слишком хорошо знает о чудовищных преступлениях коммунистических режимов, но защищает свою партию. По его словам, история KPÖ в последние десятилетия “развивалась по демократическому пути”. С учетом исторического бремени это слабый аргумент.
У Данкля есть еще одна фраза, которая отличает его от некоторых товарищей: “Я не тот, кто утверждает, что коммунизм просто еще не был опробован должным образом”. Данкля также не переубедить историей партии.
Одни надеются, а другие опасаются, что милый господин Данкль будет стремиться в федеральную политику. В сентябре в Австрии пройдут выборы в парламент, и KPÖ преодолевает четырехпроцентный барьер в опросах. Но Данкль отмахивается от этого. Несколько недель назад он и его партнерша стали родителями. “Мое место – в Зальцбурге, – говорит он.
По крайней мере, на ближайшие пять лет”. Данклю будет 40 лет.
Эта статья, первоначально озаглавленная “Der beachtliche Aufstieg des netten Herrn Dankl“, была написана и впервые опубликована в Der Spiegel, автор Salzburg berichtet Oliver Das Gupta 25.03.2024, 15.50 Uhr. Статья была переведена с немецкого. Оригинальную версию и полный контекст можно найти в оригинальной статье.