ЕС выставляет себя защитником прав человека и в то же время заключает соглашения с жестокими автократиями, когда это ему выгодно. Это выглядит цинично – и так же воспринимается в других частях мира.
Это благородные цели, которым Европейский союз обязался следовать в своих учредительных договорах. К ним относятся “уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, верховенство закона и уважение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам”. Это относится не только к странам-членам. ЕС также привержен демократии и правам человека в своих внешних отношениях. Вы можете прочитать эти прекрасно звучащие слова на сайте Европейского парламента. Есть только один недостаток: декларации о намерениях не соответствуют реальной политике.
Однако демократия и права человека не входят в портфель нового полезного друга.
Спустя более 30 лет после основания политического союза ЕС сталкивается с иными проблемами, чем в 1992 г. Мир находится в состоянии перманентного кризиса: войны, пандемии, изменение климата. В прошлом году 1,14 миллиона беженцев попросили убежища в ЕС. Это становится внутриполитической проблемой: почти во всех странах ЕС уже прочно обосновались правые популистские партии, которые ведут кампанию против якобы неконтролируемой иммиграции.
Кроме того, многие люди погибают, пытаясь пересечь Средиземное море: в 2023 году погибло более 3 000 мужчин, женщин и детей.
Чтобы остановить поток мигрантов, ЕС прибегает к якобы практичному средству: он заключает соглашения со странами, которые останавливают людей задолго до того, как они достигнут итальянских пляжей или австрийских железнодорожных станций. Проблема в том, что при этом он предает свои собственные ценности – и делает себя уязвимым.
В минувшие выходные председатель Еврокомиссии подписал соглашение с Египтом: государство получит 7,4 миллиарда евро, если в обмен на это оградит европейцев от мигрантов. Деньги будут направлены в виде кредитов и грантов: пять миллиардов евро предназначены для кредитов и 1,8 миллиарда евро – для инвестиций. 600 миллионов евро будут выплачены в качестве грантов, 200 миллионов из которых пойдут на управление миграцией. Египет становится новым стратегическим партнером, таким же, каким уже стали Турция, Тунис и Мавритания.
Однако демократия и права человека не входят в портфолио нового полезного друга. В 2013 году Абдель Фаттах эль-Сиси захватил власть в Египте – и разрушил надежды населения на демократию. С тех пор число политических заключенных в Египте резко возросло, и десятки тысяч людей оказались за решеткой без справедливого суда.
Только в начале марта специальный суд приговорил к смертной казни восемь членов оппозиционного движения “Братья-мусульмане”. В стране больше нет ни свободы прессы, ни свободы слова, а с момента захвата власти было казнено более 500 человек. Правозащитные организации, такие как Amnesty International и Human Rights Watch, давно критикуют Египет.
В феврале, после смерти российского оппозиционера Алексея Навального, председатель Комиссии фон дер Ляйен призвала к единой борьбе за свободу и безопасность тех, кто выступает против автократии. Месяц спустя она объявила страну, в которой нарушения прав человека также являются частью повседневной жизни, новым стратегическим партнером ЕС. Это кажется циничным – и так же воспринимается в других частях мира.
Даже когда Россия напала на Украину в 2022 году, Запад с раздражением заметил, что не все страны захотели последовать осуждению этого нападения. С тех пор как война Израиля против террористической организации ХАМАС в секторе Газа унесла десятки тысяч жизней, моральный капитал Запада стал объектом пристального внимания на Глобальном Юге.
Государства и союзы государств, которые заявляют о себе как о защитниках прав человека, как это часто делали ЕС или США, должны применять те же стандарты к своим партнерам.
Израиль не нападал на сектор Газа, это ХАМАС убил 1140 человек на израильской территории и захватил более 250 заложников. Более того, хорошо известно, что у Германии и Европы есть исторические причины стоять на стороне Израиля.
Однако соглашение с египетской автократией – это чистая политика интересов ЕС. Конечно, задача ЕС – представлять интересы своих членов. Соглашение с Турцией показало, что миграционный контроль со стороны третьих стран может работать. В этом году также состоятся новые выборы в Европейский парламент. Вопрос миграции будет одним из основных в избирательной кампании.
Однако Европейский союз также рассматривает себя как международного игрока, сила которого заключается не только в высоких экономических показателях, но и в моральном авторитете. ЕС теряет его, если наказывает или отдает предпочтение личным интересам.
В мире, где США, которые снова может возглавить Трамп, больше не считают себя защитником Европы, а все более агрессивная Россия испытывает ее на прочность, ЕС не должен легкомысленно относиться к собственному политическому капиталу.
Эта статья, первоначально озаглавленная “Europa verkauft sein moralisches Kapital“, была написана и впервые опубликована в Der Spiegel, редакционная статья SPIEGEL Мюриэль Калиш 20 марта 2024 г., 1:32. Статья была переведена с немецкого. Оригинальную версию и полный контекст можно найти в оригинальной статье.