Дискуссия о поставках Taurus потеряла чувство меры и центра. Решение канцлера может быть ошибочным, но оно законно. Настало время для справедливости.
Должен ли Олаф Шольц допустить поставку крылатых ракет “Таурус” на Украину? Да, должен. Его отказ – неправильное решение.
Так подводит ли Шольц Украину? Будет ли он виноват, если она проиграет эту войну? И поэтому он плохой канцлер? Нет, нет и нет.
Дискуссия о поставке “Таурус” зашла в тупик, потеряла чувство меры и центра. Пришло время разобраться с этим, оценить ситуацию в перспективе.
Другими словами, настало время взглянуть на вещи в перспективе.
Во-первых, сам “Таурус”. Да, это помогло бы Украине, если бы она могла нацелить это высокоточное оружие на своих врагов и их инфраструктуру. Но Шольц не хочет поставлять его, потому что, как он объясняет, немецкие солдаты должны будут участвовать в процессе ввода координат цели – и Германия фактически окажется втянутой в войну. Это весомый мотив.
Шольц вряд ли принял решение легкомысленно.
Почему украинцы не могут сами отправиться к цели? Потому что Шольц, очевидно, не доверяет им на 100 процентов. Что, если в конце концов кто-то выберет координаты Кремля?
Этот страх также оправдан, и каждый, кто сейчас возмущенно кричит, что канцлер выражает недоверие союзнику, должен задаться вопросом: Кто может предсказать, на что способна страна, которая борется за выживание?
Есть способы не оставлять контроль над целью полностью украинцам и при этом не пускать немецких солдат. Шольц публично предположил, что несколько союзников по НАТО присутствуют на Украине с военным персоналом – в случае необходимости они могли бы помочь.
Тем не менее, Шольц пришел к другому решению. Вряд ли он принял его легкомысленно, но в некоторых частях дебатов звучит так, будто федеральный канцлер – невежественный или бессовестный полный неудачник. Если раньше 80 миллионов национальных тренеров точно знали, как должна играть национальная футбольная команда, то сегодня, как иногда кажется, за работой находятся 80 миллионов военных экспертов. И это тоже поворотный момент.
Решение Шольца горько для Украины, но ее солдаты, сражающиеся против российского натиска, нуждались в другом, гораздо более срочном, чем “Таурус”: в боеприпасах, боеприпасах, боеприпасах.
“Таурус” повторяет ритуал, который уже два года характеризует немецкие дебаты о поставках оружия: Украина хочет получить определенную систему вооружений, канцлер относится к ней скептически или пренебрежительно, давление общественности растет, пока не возникает своего рода коллективная вера в чудо:
Если это оружие наконец-то будет доставлено, то все будет в порядке.
То же самое было с зенитным танком, бронетранспортером, основным боевым танком. Все это оружие помогло Украине, но, конечно, ничего хорошего из этого не вышло, потому что это война, а не стратегическая игра. Несмотря на это, дебаты о “Таурусе” снова упрощены. В них не учитывается, сколько Германия уже поставила Украине.
Канцлер внес большой вклад в ход дебатов. Сначала он не объяснил причин своего отказа от “Таурус”, а затем сделал это в своей сбивчивой манере, оставив после себя недоумевающую аудиторию. Подобная неуместная коммуникация проходит через все его канцлерство, а Taurus означает “большая картина”. Шольцу так и не удалось сделать себя, свои действия и мотивы понятными.
У этой страны были правительства и похуже.
Это и постоянные, раздражающие споры внутри коалиции привели к искаженному представлению о канцлере и его правительстве, что отражается в подземных рейтингах опросов. Большинство немцев, очевидно, считают, что это худшее правительство за все время, которое не добилось ничего, кроме неуклюжести и бессмыслицы.
И здесь тоже нужно сказать: время пришло.
Это правительство доставляет неудобства в течение многих дней, оно породило ожидания, которые так и не оправдало, оно совершило грубые технические ошибки.
Но она также провела страну через энергетический кризис и предотвратила резкий рост цен. Она начала возрождать бундесвер, проложила путь к ускоренному расширению железных и автомобильных дорог и мостов, стимулирует развитие возобновляемых источников энергии и, несмотря на сильные внутренние конвульсии, участвовала в крупной, долго откладывавшейся европейской реформе системы убежища.
Это не значит, что вы должны голосовать за Шольца или вытатуировать логотип СДПГ на предплечье. Вы можете считать, что все это было бы гораздо лучше с Фридрихом Мерцем в канцелярии. Но, как мы должны напоминать себе время от времени, в этой стране бывали правительства и похуже.
Эта редакционная статья, первоначально озаглавленная “Jetzt ist dann auch mal gut“, автор Кристоф Хикманн для SPIEGEL 15.03.2024, 09.26 Uhr. Статья была переведена с немецкого. Оригинальную версию и полный контекст можно найти в оригинальной статье.