“Я канцлер, и поэтому это касается меня”: после утечки информации из Бундесвера Олаф Шольц вновь заявляет о своем отказе от Taurus для Украины. Тем временем войска ищут причину успеха российского перехвата.
На следующее утро после этих неприятных выходных канцлер отправляется в путешествие. Олаф Шольц хочет совершить двухдневный тур по Баден-Вюртембергу, первая остановка в понедельник: школа Готлиба Даймлера в Зиндельфингене. Школьный оркестр играет “Let Me Entertain You” Робби Уильямса, чтобы поприветствовать его, а затем ученикам разрешают задать несколько вопросов.
И вдруг в Зиндельфингене начинается мировая политика. Один из учеников вспоминает о блокировании Германией Закона о цепочке поставок ЕС: “Лидерство означает “поставить ногу на место”. Почему вы этого не делаете?” Канцлер признает, что климат в коалиции сейчас не самый лучший и что это нужно изменить. Но затем он переключается на другую тему, не получив ответа.
Эта часть его ответа предназначена не только для этой комнаты, не только для Зиндельфингена. Она выходит на политический Берлин, а также будет зарегистрирована за рубежом. Среди друзей и врагов.
Слово силы? По словам Шольца, он только что произнес ясное слово в “этом странном споре об одной системе оружия”. В подтверждение своих слов он напоминает о семи миллиардах евро, которые будут выделены на поддержку Украины только в этом году.
Эти странные дебаты – Шольц имеет в виду крылатую ракету Taurus, поставку которой Украине он пока исключил. Возможно, он также косвенно ссылается на утечку информации из бундесвера. В пятницу Россия опубликовала запись телефонного разговора между главкомом ВВС Инго Герхартцем и тремя высокопоставленными офицерами, в котором они обсуждали сценарии развертывания “Тауруса” на Украине, если это оружие все-таки будет поставлено.
С тех пор российская пропаганда полным ходом ведет борьбу с Шольцем и Берлином, рассказывая о подготовке Германии к войне. В ход идут угрозы, подстрекательство и ложь.
Шольц в Зиндельфингене собирается сказать то, что он никогда раньше не говорил так ясно на публике. Потому что он хочет закончить дебаты. И как можно быстрее.
Ведь из-за утечки информации по вопросу Taurus снова полетело много искр, в том числе и во внутренней политике: если офицеры ВВС на записи объясняют, как можно минимизировать участие Германии в эксплуатации крылатых ракет, то – как спрашивает оппозиция ХДС/ХСС – канцлер до сих пор искажал суть вопроса, не так ли? Шольц всегда настаивает на том, что немецкие солдаты необходимы для развертывания Taurus с максимальной дальностью полета до 500 километров. 500 километров будет достаточно, чтобы добраться до Москвы из Украины.
“Контроль”
Шольц сказал в Зиндельфингене: “Не может быть правильным поставлять систему оружия, которая достигает очень большого расстояния, и не думать о том, как можно контролировать эту систему оружия”.
Контроль. Именно это слово имеет здесь значение.
Шольц продолжил: “И если вы хотите иметь контроль, а это возможно только при участии немецких солдат, то для меня это не обсуждается”. Вот и все. “Я канцлер, и поэтому это касается меня”. Доставка исключена, потому что Германия должна контролировать систему и, следовательно, ее цели. Техническая эксплуатация, очевидно, менее важна. Речь идет скорее о доверии.
Это наводит на мысль, что Шольц не хочет передавать “Таурус”, потому что не полностью доверяет украинцам. Тогда не было бы возможным “введение в заблуждение” (лидер государственной группы ХСС Добриндт), если бы Шольц считал немецких солдат необходимыми для миссии “Таурус”.
Баста? Это окончательный конец дебатов по “Таурусу”? И – надо сказать – достигла ли российская пропаганда одной из своих целей, загнав немцев в угол и заставив их в очередной раз прояснить ситуацию?
Оборонный политик СвДП Маркус Фабер говорит SPIEGEL: “Инцидент со шпионажем со стороны Кремля приблизил нас к поставке Taurus на захваченную Украину”. Еще больше граждан осознали, “что Украина может самостоятельно развернуть крылатую ракету, если мы начнем подготовку сейчас”.
Тон “зеленых” более сдержанный. Заместитель лидера парламентской группы Агнешка Брюггер – одна из тех, кто уже несколько месяцев выступает за поставку “Тауруса”. Однако она не подтверждает свое требование в связи с утечкой. Именно такая линия в настоящее время звучит от партнеров канцлера по коалиции, которые в остальном настаивают на своем: они по-прежнему выступают за поставку, скандал с прослушкой не изменил этого, но они не хотят использовать его для повторения того, что они всегда говорили. Лидер партии Рикарда Ланг подчеркнула в понедельник, что утечка информации лишь показала то, что они и так знали: “Вполне возможно поставить Таурус, не становясь участником войны”.
Сдержанность “зеленых” объясняется двумя причинами: во-первых, убежденностью в том, что повестка дня не должна диктоваться Путиным. Во-вторых, четкая антителесная позиция канцлера. Там, где изменения в политике все равно не произойдет, нет необходимости требовать их.
Через неделю, в следующий понедельник, комитет по обороне Бундестага соберется на специальное заседание, и оппозиция хочет, чтобы канцлер присутствовал на нем. Появится ли он? Неясно. Оппозиция не имеет права вызывать туда канцлера.
Однако в парламентской фракции ХДС/ХСС отмечают, что при необходимости комитет по обороне может быть в любой момент переименован в следственный комитет. Однако ХДС/ХСС не хочет, чтобы для офицеров бундесвера, подвергшихся прослушиванию, в частности, для начальника ВВС Герхартца, были какие-либо последствия. “Путин хотел бы, чтобы немецкое правительство уволило одного из своих лучших генералов, чтобы отвлечь внимание от собственной некомпетентности”, – сказал Флориан Хан (ХСС), представитель парламентской группы ХДС/ХСС по вопросам оборонной политики.
Ситуация такова. ХДС/ХСС пробует себя в роли оппозиции, поддерживающей государство, и в то же время подчеркивает свое требование о поставке “Тауруса”. В центре внимания все еще находятся разъяснения и реконструкция, то есть то, как все это может произойти. Но вскоре тон может снова стать более жестким для Шольца, даже в коалиции светофоров.
“Игра Путина”
“Это определенно попытка расколоть общество в Германии или Европе”. Людям следует очень хорошо подумать о том, “что они говорят в этом контексте”. Любой, кто позволяет разделить себя с помощью дезинформации и пропаганды, играет в игру Путина.
Кто играет в игру Путина, спросили Бюхнера, оппозиция? Он этого не говорил, ответил пресс-секретарь правительства.
Генеральный секретарь СДПГ Кевин Кюнерт выразился более определенно: он согласен с любой “иной политической оценкой” по вопросу о Тельце: “Но я не согласен, если путинское пропагандистское шоу теперь используется как стремя, чтобы можно было сесть в седло для следующего раунда дебатов о Тельце”, – сказал Кюнерт в интервью SPIEGEL.
Министр обороны Борис Писториус (СДПГ), со своей стороны, пытается расширить рамки. Он рассматривает российскую подслушивающую атаку как “гибридную атаку с целью дезинформации” и “часть информационной войны, которую ведет Путин”. После того как отдельные политики ХДС/ХСС выступили с инициативой создания комиссии по расследованию, Писториус предостерег от публичных споров и призвал людей “не поддаваться на уговоры Путина”.
Однако теперь возникает несколько технических вопросов, особенно в доме Писториуса: как вообще можно было прослушивать четырех офицеров ВВС? Пренебрегали ли они стандартами безопасности? Короче говоря, не слишком ли наивен бундесвер перед лицом продолжающейся информационной войны?
Для Писториуса, министра, который уже несколько месяцев ратует за то, чтобы войска наконец стали “пригодными к войне” перед лицом угрозы со стороны России, это дело о прослушивании более чем неудобно. Тем не менее он не поддается искушению отвести скандал от себя, принимая быстрые решения или выдвигая резкие обвинения против своих высших офицеров.
Напротив, министр демонстративно расшаркивается перед своим главкомом ВВС и другими вовлеченными офицерами. Их главная задача – обсудить возможные сценарии. Подобные обсуждения “что если” являются частью военной рутины.
С полудня пятницы бундесвер лихорадочно пытается прояснить технические детали подслушивающей атаки. Все военнослужащие, участвовавшие в разговоре, уже допрошены военной разведкой MAD на предмет того, как они получили доступ к виртуальной встрече.
“Только для служебного пользования”
Также изучается возможность того, что российская разведка незаметно подключилась к разговору через данные доступа, отправленные всем участникам. В связи с этим MAD пытается как можно лучше реконструировать разговор.
Эксперты MAD также изучают подозрение, что российские службы могли найти слабое место, поскольку в виртуальной встрече участвовал один из генералов из Сингапура. Не исключено, что русские прослушивали его мобильный телефон и таким образом смогли подслушать внутреннее совещание, на которое он был включен около полуночи по местному времени, и даже записать его.
По словам инсайдеров, неудивительно, что офицеры использовали для разговора американское программное обеспечение WebEx. В войсках и министерстве этот канал разрешен для проведения конференций на темы вплоть до классификации “Секретная информация – только для служебного использования”. Это самый низкий уровень секретности.
По данным SPIEGEL, в ходе первоначальной оценки MAD пришла к выводу, что содержание аудиопереговоров не обязательно требует более высокой степени секретности, поскольку в них обменивались некоторой общеизвестной информацией.
Эксперт по вопросам обороны CSU Райнхард Брандль даже предполагает, что это был “удачный удар русских”: “Если бы они постоянно проникали в каналы WebEx бундесвера, они бы не подвергали этот доступ риску утечки”, – сказал Брандль в интервью SPIEGEL. Тем не менее, этот инцидент является “предупредительным выстрелом”, и бундесверу и властям необходимо срочно обратить серьезное внимание на безопасность коммуникаций.
У военнослужащих бундесвера есть целый ряд решений для безопасной связи. Представитель министерства в понедельник упомянул об “обширном нормативном ландшафте использования ИТ”. В зависимости от степени конфиденциальности обсуждаемой информации существуют различные каналы.
Например, в министерстве существуют так называемые “красные линии”, а также важные командные центры, которые лучше зашифрованы. По этим каналам, например, осуществляется переход к планированию НАТО. Однако внутри страны уже много лет говорят о том, что для доступа к “красным линиям” слишком мало терминалов и что каждую встречу приходится планировать с большими затратами.
Однако второстепенные вопросы также играют роль во внешнем имидже в эти времена. Например, в понедельник Министерство обороны было высмеяно в социальных сетях, когда по электронной почте была отправлена ссылка на MP3-файл с публичным заявлением министра. Защищенный паролем. Он такой: 1234.
Эта статья, первоначально озаглавленная “Scholz versucht’s mit Basta“, была написана и впервые опубликована в Der Spiegel, авторы Von Sebastian Fischer, Florian Gathmann, Matthias Gebauer, Martin Knobbe, Marcel Rosenbach, Jonas Schaible und Christoph Schult . Статья была переведена с немецкого. Оригинальную версию и полный контекст можно найти в оригинальной статье.